Главная » Двигатели » Двигатель ВАЗ-2103

Двигатель ВАЗ-2103


Двигатель ВАЗ-2103

Двигатель ВАЗ-2103 четырёхцилиндровый, четырёхтактный, восьмиклапанный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала, объёмом 1452 см3. Максимальная мощность 71 л.с., при 5600 об/мин. Cтепень сжатия 8,5. Максимальный крутящий момент 103,9 кгс.м Н·м, при 3400 об/мин. Блок ВАЗ-2103 выше на 9 мм блока ВАЗ-2101, поэтому на двигателях используются цепи разной длины, разные башмаки и коленчатый вал. Поршневая используется та же, что и на моторе ВАЗ-2101.
Привод ГРМ цепной, цепь имеет 116 звеньев.

Система питания: двухкамерный вертикальный карбюратор с последовательным открытием дросселей. Охлаждение: жидкостное закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2. Рекомендованное топливо: АИ-93.

На данных двигателях устанавливается коленчатый вал ВАЗ 2103(в настоящее время в двигатель ВАЗ-2103 устанавливается коленчатый вал 21213, по размерам и параметрам он совершенно идентичен коленвалу ВАЗ 2103 лишь отличается наличием дополнительных противовесов на шатунных шейках для более точной балансировки, позволяющей уменьшить вибрацию при работе двигателя). Блок цилиндров отлит из специального чугуна. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами: А, В, С, D, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0.07 мм.
Диаметры цилиндров на двигателе ВАЗ 2103 - 76,00 с межремонтными размерами 76.40 и 76,80 с такими же допусками по классам. Ход поршня 80 мм.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеаллюминиевыми вкладышами (в блок устанавливаются вкладыши с круговыми проточками с внутренней стороны в месте контакта в коленвалом для непрерывной смазки шатунных вкладышей при вращении вала, в крышки ставятся гладкие вкладыши без проточек. Вкладыши средней - 3-й шейки шире остальных и оба гладкие, остальные одинаковой ширины.) Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки подшипников не взаимозаменяемы, и для различия на их наружной поверхности сделаны риски.
В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений (При установке полуколец не перепутать стороны, специальное алюминиевое покрытие полуколец, предназначенное для скольжения коленвала, устанавливается обязательно в сторону коленвала на нём же и имеются специальные проточки для попадания масла для смазки путём «барботажа», то есть естественным разбрызгиванием при вращении деталей кривошипно-шатунного механизма.) Спереди устанавливается сталеалюминевое полукольцо, а сзади - металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом (В настоящее время - металлокерамические (желтого цвета), пропитанное маслом полукольца не выпускаются и в запасные части не поставляются, есть полукольца с медным покрытием такое же как и сталеалюминевое только медного цвета, сзади коленвала желательно ставить его, оно более нагружено и обладает повышенной износостойкостью). Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, закрытая крышкой, в которой установлен передний сальник коленвала. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплена задняя крышка с сальником коленвала. В левой части блока установлен валик привода вспомогательных агрегатов (поросёнок). В отверстия под подшипники валика запрессованы сталеалюминевые втулки(в настоящее время выпускаются втулки из обмеденного материала соответствующего цвета, при их установке не допускается слишком плотная установка, в отличие от сталеалюминевых, так как возможно прикусывание при нагреве двигателе и срезании штифта на поросёнке врезультате нарушения установки ГРМ и загибание клапанов головки блока).